Новая реальность, в которой присутствует COVID-19, заставляет операторов круизных лайнеров серьезно пересмотреть меры предотвращения заражения пассажиров на борту. Первые предпринятые меры включают в себя обязательное ношение масок на борту, регулярную дезинфекцию поверхностей, пересмотр организации питания, намеренно неполное заполнение судна пассажирами с целью обеспечения возможности соблюдения социальной дистанции и резервирования части кают под возможные случаи вспышки инекции на борту во время самого круиза. Все эти меры предпринимаются и для речных, и для морских и для экспедиционных круизов. Однако, фокус все больше смещается способы передачи инфекции воздушно-капельным путем, что влечет за собой серьезный анализ вентиляционной системы на борту судна и ее реновации.
Всемирная организация здравоохранения получила петицию от 239 докторов из 32 стран, в которой четко признается, что коронавирус потенциально может передаваться и воздушно-капельным путем. Соответственно, необходимо обновить стандарты систем вентиляции на пассажирских судах и во многих случаях это становится центральным компонентом новой политики безопасности. В июне круизный оператор Norwegian Cruise Line анонсировать новые протоколы безопасности на борту, которые подразумевают установку новых медицинских фильтров воздуха по всему судну, позволяющих устранить патогенные частицы размером более 0,1 микрон. Вирус Covid-19 больше на 25% указанного размера, поэтому через новый фильтр не сможет пройти. Новые фильтры HEPA (High Efficiency Particulate Air) позволят так же задерживать другие патогенные частицы.
Евросоюз опубликовал новые указания для круизных лайнеров, в которых говорится, что должна быть сведена к минимуму, если не к нулевому значению рециркуляция воздуха на борту и весь поток должен поступать снаружи. При отсутствии такой технической возможности, требуется усовершенствовать систему вентиляции судна в обязательном порядке. Сложность в том, что исторически в большинстве помещений судна прият подход с «миксованием» воздуха извне и имеющегося внутри рециркулированного воздуха для снижения энергозатрат на поддержание комфортной температуры внутри помещений. Если стараться соблюсти нормы 100% поступления воздуха извне, то по энергозатратам это будет похоже, как, если бы вы ехали в своем автомобиле с открытыми окнами и включенным кондиционером, поэтому с экономической точки зрения такие реновации достаточно сложны. Однако, в текущих реалиях становится очевидно, что для предотвращения инфекции одной профилактической мерой не обойтись и необходим комплексный подход и выбора, по крайней мере, у зарубежных круизных операторов нет.